Африканисты

Они продолжали носиться с идеей образования ’’Южно­атлантического пакта”. Потугалии их проект отводил роль страны — вдохновительницы нового международного сообщества, которое до­полнит собой НАТО и предотвратит ’’финляндизацию” Европы. Этой теме Адриану Морейра посвятил свою докторскую диссертацию9*. Предоставление колониям ограниченной, но все же, как мы видели, не полностью фиктивной автономии вызывало среди поборников ’’архаического колониализма” живейшее беспокойство. Образно го­воря, "африканисты” не могли простить Каэтану того, что он сделал первый шаг в сторону неоколониалистского решения африканской проблемы, а "европеисты” — того, что этот шаг остался единственным. Таким образом, правительство Каэтану оказалось в изоляции и по отношению к "деловым кругам”. Другое дело, что к середине 70-х годов укрепление позиций национально-освободительных движений делало неоколониалистские планы "европеистов” едва ли не столь же иллюзорными, сколь и мессианские проекты ”африканистов”. Все более сложными становятся в 70-е годы отношения между режимом и католической церковью. Речь уже шла об антифашистской деятельности отдельных католиков — как мирян, так и священников. На выборах 1969 г. даже отдельные руководители ”Католического действия” открыто порывают с режимом и выставляют свои канди­датуры в парламент по спискам оппозиции" (предварительно, правда, подав в отставку со своих постов в "Католическом действии”). В начале 70-х годов критическую позицию по отношению к режиму занимают уже целые католические организации, такие , как Лига рабочих католиков (печатный орган — ”Вош ду трабалью — ”Голос труда”) и Лиги рабочих-католичек (печатный орган — ”Лар и трабалью" — ”Очаг и труд”).

Добавить комментарий