Эсхатологические верования

На нее наслоились, получившие распространение в Португалии еще до смерти Себастьяна. Из уст в уста передавались пророчества о ’’Сокрытом короле … который явится в туманный день” и установит мир во вселенной. Наиболее известен сборник таких рифмованных пророчеств, приписывавшийся жившему в первой половине XVI в. сапожнику Бандарре и напечатан­ный в 1807 г. К тому времени идентификация ’’Сокрытого” с Себастьяном уже прочно установилась. Себастьянистский миф не исчез и после восстановления независи­мости Португалии. Страстным себастьянистом был классик португальс­кой литературы XVII в. проповедник-иезуит Антониу Виейра. Он предсказывал, что, вернувшись на свой трон, Себастьян создаст V империю, которая придет на смену предыдущим мировым монархи­ям (ассирийской, персидской, греческой и римской). Постепенно себастъянизм
превращается в нарицательное понятие, обозначающее вообще веру в спасителя, национального мессию, призванного найти выход из кризисов, в которые португальский народ и государство попадали весьма нередко. Такого ’’спасителя” массы неграмотных крестьян видели в короле Мигеле I, пытавшемся в 1828—1834 гг. восстановить в стране абсолютизм. Определенные черты ’’себастьянизма” проявились в период так называемой ’’Новой Республики”, когда место ’’Сокрытого” занял президент С. Паеш. В стихах Ф. Пессоа, написанных на смерть Паеша, говорится, что убитый диктатор был одновременно президен­том й королем, воплотив в себе дона Себастьяна. В частности, для интегралис — тов А. Сардиньи и Ж. Пакиту Ребелу характерно противопоставление христианской колонизации иберийских народов коммерческой, эксплуа­таторской колонизации протестантских народов Северной Европы. (Впрочем в о+личие от своего учителя Сардиньи Пакиту Ребелу считает нужным подчеркнуть, что на общем иберийско-католическом фоне испанская колонизация отличалась "большей воинственностью”, а португальская — ’’ббльшим идеализмом”. Мы видели, что аналогичные мотивы были весьма сильны в творчестве Ж. Фрейри, ставшего полуофициальным идеологом португальского колониализма.

Добавить комментарий