Фашистская пропаганда

В 60-е годы режима выходит за нацио­нальные рамки. Правительство создает радиовещательную станцию ’’Голос Запада”. Программы этой радиостанции, возглавлявшейся Ж. Плонкаром д’Ассаком, должны были объединить вокруг Лиссабона ту часть европейской мелкой буржуазии, которая не могла смириться с фактом деколонизации, протащить фашистские лозунги на волне неоколониалистских эмоций. В соответствующих кругах Западной Европы пропагандистское наступление салазристов встретило самый теплый прием. Орган итальянской неофашистской партии МСИ газета ’’Секоло д’Италиа” назвала ’’Голос Запада” одной из немногих еще свободных радио­станций Европы. В Лиссабон съезжались французские пужадисты, деятели итальянского МСИ. Сближение между ’’новым государством” и иностранными фашистскими партиями облегчалось тем обстоятель­ством, что, как справедливо утверждают многие современные спе­циалисты по фашизму и неофашизму (Р. Де Феличе, Э. Сантарелли), ’’праворадикальным” движением 50—70-х годов не свойственны широ­кие социально-демагогические тенденции, присущие их предшест­венникам. В связи с резким сужением массовой базы в современном неофашизме преобладают ’’правые”, ’’консервативные” и ’’аристократи­ческие концепции”. Не случайно среди идеологов МСИ на первое место выделяется Ю. Эвола, сам определявший свое мировоззрение как традиционализм, сторонник строго аристократической социоло­гической теории, полемизировавший даже против такого фашистского лозунга, как ’’государство труда”. Изменяется сама ’’оптика” фашист­ского мировоззрения. На смену устремленной в будущее, ориентиро­ванной на действие актуалистской философии Джентиле приходят пассейсткие доктрины Эволы. Книга Эволы ’’Фашизм. Попытка исторического анализа с точки зрения Правой” была очень сочувствен­но встречена ’’Диариу да Манья”. К тому же усиление консервативных тенденций в европейском неофашизме увеличивало авторитет ’’нового государства” в глазах иноземных визитеров. Посетивший Лиссабон в 1961 г. граф Ванни Теодорани, один из руководителей МСИ (кстати, зять Мусолини), отмечал сходство между Португалией 1961 г. и Италией 1935 г. (т.е. времен абиссинской авантюры) и отдавал португальскому режиму с его ’’органическим и католическим” духом предпочтение перед классическим фашизмом, ”в котором упорно сохранялись либерально-демократические и иеоидеалистические пере­житки”. По мнению Теодорани, концепции Салазара принадлежало будущее.

Добавить комментарий