Идеологический фундамент

Под доктрину ’’антилиберального либера­лизма” подвел Марселу Каэтану — крупнейший идеолог португаль­ского фашизма и один ид авторов конституции 1933 г. Для государственно-правовой доктрины Каэтану характерно тщательное различение свободы гражданской и свободы политической. Постулируя неизбежное ограничение индивидуальной свободы каждого, без чего невозможно сосуществование людей в обществе, Каэтану указывает: «Политическая свобода и экономическая свобода как раз … касаются главным образом общественной деятельности людей, в то время как гражданская свобода затрагивает естественное достоинство и самое личность человека. Потеря гражданской свободы ведет к рабству — низведению человека до юридической категории ”вещи” Потеря или ограничение политической и экономической свободы, напротив, имеют значение лишь постольку, поскольку они ставят под угрозу свободу гражданскую». Изложенная Каэтану концепция далеко не нова: в западной политической мысли она существует по меньшей мере около 150 лет. В ’’Рассуждении о свободе у древних и современных народов” Б. Констана (1820) она получает вполне отчетливое и законченное выражение. К числу предшественников Констана можно отнести некоторых американских федералистских публицистов конца XVIII в., а также Э. Берка.Во Франции времен Июльской монархии и в Италии первых десятилетий после Рисорджименто эта доктрина использовалась для обоснования необходимости избирательного ценза: ведь ’’низшие классы”, которые ценз лишал возможности участвовать в полити­ческой жизни, по мнению консервативных либералов Франции и Италии, имели право только на ’’гражданскую свободу”

Добавить комментарий