Консерватив­ный либерализм

В XX в. антитеза между гражданскими и политическими правами используется для идеологическоголрикрытия перехода от к фашизму. В 1924 г., в период своей наиболь­шей близости к режиму Муссолини, итальянский праволиберальный деятель А. Саландра оправдывал фашистскую тенденцию к ликвидации политических прав народа ссылками на эту доктрину. Он утверждал, что ’’есть основные свободы, гражданские, которые дают возможность человеку полностью располагать в своих интересах своей личностью, своим имуществом, своим трудом; и есть свободы политические, которые предполагают осуществление власти над другими людьми”79. Первые могут быть ограничены ’’лишь в самой малой степени”, а предоставление и охрану вторых Саландра отдает на усмотрение правительства.

Довольно сходные мысли содержатся в ’’Манифесте фашистской интеллигенции”, автором которого был уже упоминавшийся Дж. Джен­тиле, в прошлом либерал, а впоследствии крупный теоретик фашизма. В Португалии эта концепция также служит идеологическому сближе­нию фашизма и нефашистских реакционных доктрин. Если раз­глагольствования о ’’моральных ограничениях”, которые якобы ставит себе диктатура, в основном имеют в виду духовную автономию католицизма, то в рассуждениях Каэтану ясно угадывается несколько иной адрес. Каэтану подчеркивает преемственность фашизма по отношению к буржуазному либерализму, обещает сохранить все ’’доброе и человечное”, что было в либерализме80. Средством сохранения и возрождения ’’лучших традиций” либерализма он считает корпора­тивизм.

Добавить комментарий