Общественная жизнь Португалии

Большую роль в сыграл печатный орган портского диоцеза "Вош Портукалензи” Среди епископата метрополии никто не занимал столь радикальных позиций, как епископ Порту. Однако в колониях отношения между епископами и властями приняли в начале 70-х годов весьма напряженный характер. К 1973—1974 гг. уже стало достаточно очевидно, что португальское владычество в Африке подходит к концу, в связи с чем местная католическая церковь оказалась перед необходимостью думать о "послеколониальном” периоде. Поэтому добиться от епископата Анголы и Мозамбика поддержки правительственного курса станови­лось все труднее и труднее. В 1972 г. в разговоре с епископом мозамбикского города Келимане Каэтану даже заметил: "Теперь я знаю, что у Португалии есть два врага: коммунизм и католи­ческая церковь”107. Подобные оценки нельзя, конечно, понимать буквально, однако уже то, что они могли быть высказаны, свидетельствует об отсутствии прежней "гармонии” во взаимоотношениях между государством и церковью. Не способствовали восстановлению этой гармонии и такие контрмеры правительства, как принятый в 1970 г. Закон о свободе вероисповедания, существенно затрагивавший привилегии церкви (он, в частности, отменял обязательное преподавание основ католической религии в государственных школах). Этот закон, сам по себе отражавший ценности либерализма, в конкретной политической обстановке начала 70-х годов рассматривался многими как попытка наказать церковь за недостаточно энергичную поддержку режима. Наконец, на рубеже 1972 и 1973 гг. возникли острые разногласия между правительством и лиссабонским патриархом (этот пост после отставки престарелого кардинала СережеЙры занял Антониу Рибейру). В ночь с 30 на 31 декабря 1972 г. большая группа католиков устроила в часовне Рату в Лиссабоне митинг за мир и против колониальной войны. Полиция, ворвашись в часовню, произвела многочисленные аресты. В связи с этими событиями патриархия выступила с осуждением ’’эксцессов” со стороны как митингующих, так и полиции. В то же время заявлялось, что следует поощрять ’’поиски католиками и людьми доброй воли конкретных решений, .которые привели бы к миру, основанному на правде, справедливости, милосердии, свободе”. Несмотря на явную неопределенность, это заявление было первым документом патриархии, не выражавшим безоговорочной поддержки колониальной политики правительства.

Добавить комментарий