Порту­гальский дух

Это уверяет Рибейру, чуждо преклонение перед незыблемыми законами бытия. Он проникнут верой в человеческую свободу. Кульминацией этой свободы является идея всеобщего искупления через волю и свободный выбор самих людей — иными словами, идея мессианства, составляющая, по Рибейру, самую суть португаль­ского духа. Своей личной миссией он считает подведение доктриналь­ного фундамента под эту ’’непреходящую жизненную и мыслительную позицию португальцев”. Мессианская тема, действительно, весьма характерна для пор­тугальской культуры. Пожалуй, стоит сделать небольшое отступление, чтобы показать, на каких реальных моментах португальской традиции зиждились построения ’’португальской философии”. Для этого нужно будет перенестись в XVI в. В 1578 г. португальский король Себастьян I предпринял поход против Марокко. 23-летний король был одержим идеей завоевания Северной Африки. Марокканский поход был задуман и проведен в жизнь крайне неудачно. Португальские войска потерпели сокрушитель­ное поражение. Король, по всем признакам, погиб в бою, но тело его найдено не было. В Португалии стали распространяться слухи, будто король жив и со временем вернется на свой трон. Питатель­ную почву для таких представлений давали короткое и катастрофи­ческое правление преемника Себастьяна — ”короля-кардинала” Энрике и последовавшая затем утрата страной своей независимости.Ссбастьянизм, т.с. вера в грядущее пришествие короля-избавителя, была равнозначна надежде на восстановление португальской государст­венности. По мере того как все дальше в прошлое отходил Алкасер-Кибир, легенда обрастала все более фантастическими под­робностями.

Добавить комментарий