Португалия

Она вообще не принадлежала к числу европейских стран с сильной философской традицией, хотя в средние века и на рубеже нового времени португальцы дали нескольких крупных философов-схо — ластов (в частности, одного из представителей поздней схоластики Жуана де Санту-Томаша, преподававшего в испанском университете Алькала-де-Энареса, крупнейший французский философ неотомист XX в. Ж. Маритен противопоставлял Декарту7.) С середины Х1Хв. в португальской философии преобладает весьма бесцветный позити­визм. За некоторым исключением (создатели своеобразных идеалист­ских систем Сампайу Бруну, Леонарду Коимбра, Тейшеира ди Пашкоайш, критический рационалист Антониу Сержиу), позитивизм оставался и в 20-е годы мировоззрением португальской интеллигенции. Влияние томизма, несмотря на тесные связи его отдельных представи­телей с верхушкой ’’нового государства”, не выходит за пределы университетских и семинарских кафедр. В середине 50-х годов группа философов, литературоведов, публи­цистов задается целью радикально изменить философскую ситуацию в Португалии. Основными представителями зтого направления были Алвару Рибейру, Жузе Маринью, Агуштинью да Силва, Орланду Виторину, Антониу Куадруш, а его основными органами журналы ”1957”, ’’Эшпирал” и (до известной степени) выходивший на рубеже 50-х и 60-х годов журнал ’’Темпу презента”. Манифестом новой школы стала книга Алвару Рибейру ’’Проб­лема португальской философии” (1953). В зтой книге, как и в многочисленных журнальных статьях, Алвару Рибейру утверждает, что ’’португальцы, которые достигли интеллектуальной зрелости между 1950 и 1960 гг., отличаются от предыдущих поколений тем, что испытывают потребность в метафизическом оправдании или философском обосновании таких направлений человеческого духа, как искусство, полемика и религия”. Применительно к политике Рибейру отмечает, что разобраться в социальных и политических конфликтах можно, лишь основываясь на ценностях, а анализ ценностей предполагает ’’спекулятивную или теоретическую деятель­ность”

Добавить комментарий