Португальски­е католики

Своего апогея кризис в отношениях между режимом и достигает летом 1959 г. Ареной конфлйкта на этот раз стало Национальное собрание и’ разразился он по весьма своеобразному и необычному поводу: в связи с очередным пересмотром конституции депутат Карлуш Морейра предложил изменить преамбулу конституции так, чтобы в ней фигурировало имя Бога. Если бы не атмосфера конфронтации между правительством и католической церковью, создавшая в конце 1958 — начале 1954 г., правительство Салазара, возможно, заняло бы благожелательную или по крайней мере нейтральную позицию по отношению к предложению Морейры. Однако в данном случае Салазар стремился продемонстрировать еще раз неконфессиоиальный характер португальского государства, т.е. на практике показать свою независимость от католической церкви Многие сторонники режима рассудили иначе и отдали предпочтение своим клерикальным симпатиям перед лояльностью к главе прави­тельства. Формально кампания сторонников Морейры носила характер атаки на правительство ’’справа”, что дало им возможность заручиться поддержкой ряда крайне консервативных депутатов (в частности, члена исполнительной комиссии ’’Национального союза”, одного из вождей его монархической фракции Пинту де Мешкиты, а также депутатов близких к ’’католическим прогрессистам” Ж.Г. де Мелу и Каштру). Драматизм положения для сторонников правительства состоял еще в том, что многие из них действовали против своих убеждений, выступая против законопроекта Морейры. Это относится, например, к лидеру Национального собрания Мариу де Фигейреду, на чьи плечи легла основная тяжесть борьбы против законопроекта. В ходе дискуссии атмосфера все более накаляется. Взаимные нападки принимают все более острый, временами личный характер. ’’Некоторые депутаты … почти полностью теряют самообладание”.

Добавить комментарий