’’Португальские философы”

Они широко используют эзотерическую терминологию. Некоторые попытки обосновать с помощью астро­логии и алхимии мистическое призвание Португалии к созданию

Vимперии, предпринятое в одном из наиболее серьезных правых журналов ’’Темпу презенти” на рубеже 50-х и 60-х годов, производят прямо-таки патологическое впечатление. Следует, впрочем, отметить, что определенные крайности ’’португальской философии” встречали возражения на страницах того же журнала. Даже крайне правый философ и публицист Антониу Жузе де Бриту не мог не отметить, что понятие ’’бесконечного” вряд ли является исключительным достоянием португальской философской традиции, если только не считать, что эта традиция намного древнее самой Португалии19.

Какой же вывод можно сделать из рассмотрения основных постулатов "португальской философни’7 Прежде всего, приходится вполне согласиться с темн ее критиками, которые утверждают, что творчество "португальских философов” относится не столько к собственно философии, сколько к области ’’лирических излияний в прозе”. Однако уровень философской рефлексии — это далеко не все, что представляет интерес в ’’португальской философии”. Не меньшее (даже большее) значение имеет ее социально-политическое содержание. Здесь мнения португальских исследователей расходятся. По оценке У. Тавареша Родрнгеша, ’’португальская философия” при всей своей реакционности не может считаться фашистской21. Эдуарду Лоуренсу полагает, что ’’португальская фнлрсофня” по своему содержанию н независимо от личных политических убеждений и намерений ее создателей играла важную роль в идеологии португальского фашизма. Последнее мнение представляется более справедливым. Не случайно мифы о португальской исключительности н мессианском призвании, концепция V империи получили распростра­нение именно в те годы, когда ’’новое государство” попыталось перейти в идеологическое наступление.

Добавить комментарий