Португальский корпоративизм

В ’’Заключении” подчеркивается, что самобытен, имеет за собой почти 600-летнюю историю (подра­зумеваются средневековые гильдии) и его не следует считать заим­ствованным из Италии. Впрочем автор не скрывает своего пиетета к итальянскому фашистскому корпоративизму, расхваливает его ’’красоту и добротность”. Недостатком итальянского опыта он считает чрезмерную централизацию, которая подрывает основную идею корпоративизма — автономию профессиональных групп, а также (наряду со многими салазаристскими теоретиками) одностороннюю ориентацию на экономику, игнорирование моральных и культурных интересов. Вместе с тем Кардозу уверяет, что понятие корпоративизма не является неотъемлемой частью ’’европейского фашистского экспе­римента”, поскольку и в демократических государствах послевоенной Европы фактически возрождаются корпорации и т.д. В самой Италии А. Фанфани и его единомышленники делают попытки создать новый, ’’демократический” корпоративизм. Когда-то скомпро­метированная поражением ’’оси” во второй мировой войне ’’корпора­тивная идея” имеет, по Кардозу, все шансы на возрождение и в этом особую миссию .призвана сыграть Португалия — ’’единственное корпоративное государство в мире”. Идеологически португальский корпоративизм, утверждает автор ’’Заключения”, ближе всего к так называемой ’’интегральной”, или ’’румынской”, школе, которая передает самоуправляющимся ассоциаци­ям все те же функции, которые государство предоставляло частной инициативе. Вообще тема взаимоотношения между государством и корпорацией занимает центральное место в ’’Заключении”. При — тенительно к португальской действительности эта проблема сводится к вопросу о судьбе ’’органов экономической координации”.

Добавить комментарий