Португальского фашизма

В идеологии с ее подчеркнутой ’’духов — ностью” нет места для фронтального антиинтеллектуализма, свойст­венного ряду других фашистских идеологий. Напротив, Салазар неоднократно подчеркивал, что плох тот режим, чьи лидеры не руководствуются рациональной экономической и политической доктриной, продуманной "философией государства"64. Этот внешний рациона­лизм, как и ряд других особенностей философского мировоззрения Салазара, носит на себе отпечаток томистских концепций. Будучи благочестивым католиком, Салазар еще в молодости подпал под влияние философской системы св. Фомы Аквинского. Псевдорационализм Салазара находился в полном соответствии с учением "ангельского доктора”, которое отводит разуму хотя и ограниченное, но внешне более почетное место, чем антиинтелле^- туалистские доктрины XX в. Влияние Фомы Аквинского на взгляды Салазара отмечает философ-томист Ж. де Амеал. Сам Амеал также являлся одним из основных идеологов салазаризма — его перу принадлежат ’’Десять заповедей нового государства”, важный пропагандистский документ режима, и написанная с официальных позиций ’’История Португалии”. Салазар воспринял ’’идею всеохва­тывающего духовного хозяйства”, куда все может быть принято, но при условии ’’включения в жесткую сквозную иерархию”, которая была, пожалуй, основной чертой мировоззрения Фомы Аквинского69. Эта методологическая интуиция томизма легла, например, в основу салаэаристской критики ’’трех ересей” — демократии, либерализма и социализма, которые Салазар обвиняет в гипостаэировании трех начал — соответственно политического, экономического и социального. Это принципы, по мнению диктатора, должны быть соподчинены и приведены в равновесие в рамках единой государственной системы. Интересно, что томистские положения об автономии и ’’неслиянности” отдельных частей в единой иерархии Салазар использовал против некоторых политических притязаний самой церкви.

Добавить комментарий