Речь Салазара

Официальный ответ на португальский епископат дал в опубликованном 18 января 1959 г. пастырском послании. Этот докуменит носил предельно осторожный и даже несколько двусмысленный характер. Сторонников оппозиции вдохновили со­держащиеся в нем слова об "общем благе" как единственной законной основе государственной власти, о независимости церкви от государства и "Католического действия", от тех или  политических партий (в том числе и от сторонников правительства). Приверженцы "нового государства" считали послание скорее благоприятным для себя, поскольку оно содержало такие общие места салазаристской пропаган­ды, как осуждение классовой борьбы и призыв уважать иерархию ценностей в обществе. Призыв епископов к "Католическому действию" воздерживаться от политики в этих кругах интерпретировался как призыв воздерживаться от критики правительства. Сам Салазар во всяком случае остался недоволен пастырским посланием, усмотрев в нем с полным основанием желание угодить и той и другой стороне. В связи с некоторым охлаждением отношений между правительством и епископатом участие президента и кабинета министров в церемонии освящения монументальной статуи "Хрис­та—Царя”(17 мая 1959), воздвигнутой у устья реки Тежу и как бы благословлявшей Лиссабон, носило более сдержанный и ограниченный характер, чем хотелось бы церковной иерархии. Если конфликт между правительством и епископами носил весьма приглушенный и скрытый от широкой публики характер, то де­мократическая часть португальского духовенства и католической общественности ответила на декабрьскую речь Салазара более энергично. В марте 1959 г. начал распространяться текст заявления, подписанного группой более чем из 40 католиков, в том числе 5 священников. Первым подписавшимся был священник Абел Варзин, стоявший в 1945 г. во главе газеты ”У трабальядор” и сохранявший значительное влияние среди членов организации ’’Рабочая католическая молодежь”. В тексте документа недвусмысленно осуждались попытки правительства превратить католическую церковь в придаток режима, выражалась озабоченность по поводу ’’противоречащих католической морали” действий репрессивных органов ’’нового государства”.

Добавить комментарий