Республикан­ская буржуазия

Португальскому фашизму всегда было свойственно стремление путем формальных уступок привлечь на свою сторону. Этой цели служат и ’’осуждение” тоталитаризма, и длинный список ’’свобод” в конституции 1933 г., и рассуждения Каэтану о различиях между политическими и гражданскими свобода­ми. Следует отметить, что среди салазаровских иерархов Каэтану заходил в флирте с либерализмом наиболее далеко. Весьма негативную роль в праволиберальных попытках отстоять ’’свободу от натиска демократии” с помощью авторитарного режима сыграл известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет. В своих работах 20—30-х годов он развивает мысли, весьма близкие М. Каэта­ну. К этому же направлению примыкал другой испанский ’’либераль­ный философ” — Сальвадор де Мадарьяга. В целом ’’умеренный” характер португальского фашизма, помимо личных особенностей диктатора, объяснялся социальной структурой Португалии, где не было ни столь сильного монополистического капитала, ни столь политизированных городских масс, как в развитых европейских странах, и пестротой правящего блока. Союз с церковью и консервативно-монархической аристократией сообщил салазаризму его традиционалистскую окраску, его культ ’’привычности” и ’’статики”. Желание заручиться поддержкой республиканской буржуазии застави­ло режим прибегнуть к псевдолиберальной демагогии. Португальская ’’модель”, сочетавшая заметную степень унификации с известной ’’терпимостью”, вызывала значительный интерес в правых фашистских и полуфашистских кругах различных европейских стран. Один из столпов венгерского фашизма, граф Пал Телеки (премьер в 1939—1941 гг.), организовал перевод книги Салазара "Мирная револю­ция”. В предисловии, написанном самим Телеки, отстаивалась идея синтеза авторитарной ’’модернизации” с традиционными ценностями. Телеки даже провозгласил себя венгерским Салазаром. Образцом для подражания был Салазар и для другого венгерского фашистского лидера Б. Имреди, премьер-министра в 1938—1939 гг. О своих беседах с Салазаром, о его политической мудрости с восторгом писал теоретик румынского корпоративизма М. Манойлеску, идеолог ’’королевской диктатуры” (1938—1940). В свою очередь писания Манойлеску оказали значительное влияние на идеологию ’’нового государства”. Хвалебную книгу о португальском ’’новом государстве” написал другой ’’мыслитель” румынского фашизма — реакционный философ и религиевед М. Элиаде.

Добавить комментарий