Учение об ’’одушевленном разуме”

Каково же было метафизическое содержание, которым Рибейру и его единомышленники стремились на полнить культуру своей страны? Сейчас нас не может особенно интересовать развивавшееся ими. Для судеб ’’нового государ­ства” имел значение лишь один аспект новой философской теории — ее настоятельный призыв к осознанию португальцами своей исключитель­ности. Именно эта особенность нового учения закрепила за ним название ’’португальской философии”. Основной смысл своей фи­лософской и педагогической деятельности Рибейру видел в создании такой философской школы, в которой ’’мысль учителей передавалась бы ученикам”, ограждая их от влияния ’’заимствованной из книг чужеземной эрудиции” Направляя основной удар против позитивизма, Рибейру предостере­гал и против неотомизма, который, по его мнению, был заимство­ван извне в ’’зараженном позитивизмом центральноевропейском варианте” и, следовательно, находится в противоречии с исконной португальской традицией. Португальский аристотелизм, считает Рибейру, носит в своей основе дотомистский характер, поскольку он многим обязан арабским и еврейским философам-аристотеликам, жившим и работавшим в Португалии и в соседней Испании в средние века. В рамках христианского мировоззрения, указывает Рибейру, для Португалии большее значение имеет францисканская традиция, чем доминиканская с ее жестким рационализмом. По мнению создателей ’’португальской философии”, за частными противоречиями между португальским и ’’центральноевропейским” мышлением стоит фундаментальная противоположность во взглядах на сущность познания. В традиции португальцев соотносить мысль не с бытием, а с действием (отметим, что Рибейру здесь занима­ет прямо противоположную позицию по отношению к философским воззрения*!’ Салазара с его ’’быть, а не становиться”).

Добавить комментарий