Выборы президента

Еще во время избирательной кампании Салазар выдвинул идею замены всеобщего голосования ческим избирательным правом”, которое исключает возврат к ’’партийной борьбе” и сделает невозможным ’’конституционный государственный переворот” (так Салазар и его последователи называли перспективу победы оппозиционного кандидата). Эта реформа была бсуществлена вскоре после 8 июня. Правительство лишило португальский народ права на непосредственное, хотя и формальное, участие в выборах президента, которые теперь осуществлялись специальной коллегией, состоящей из членов Национального собрания, Корпоративной палаты, муниципальных органов. Официальная пропаганда подробно расписы­вала преимущества ’’органического избирательного” права перед неорганическим. Однако все было ясно — Салазар просто решил больше не рисковать.

Но хотя все надежды на ’’конституционный государственный переворот” были рассеяны, режим по-прежнему лихорадило. Усиливалось брожение среди католиков, первые признаки которого появились в 40-е годы. Еще до президентских выборов в Фатиме прошла встреча руководителей Университетской католической моло­дежи, где епископ и АКХД подвергались критике за ’’непонимание ими новых идей”, за социальный и культурный консерватизм. Характерно, что реформистские тенденции сочетаются у молодых португальских католиков с элементами католического интегрализма (в широком смысле слова). Они упрекают кардинала Сережейру в том, что заключенный в 1940 г. конкордат не вернул полностью церкви тех имуществ, которыми она располагала до 1910 г., не предоставил ей достаточных прав в области образования (упомина­лось, в частности, об отсутствии в Португалии католического университета).

Добавить комментарий